Окружающий мир или Мир вокруг нас
Окружающий
мир
Рабочая программа
разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования,
планируемых результатов начального общего образования, примерной
общеобразовательной программы начального общего образования , авторской
программы А.А. Плешаков М.: «Просвещение», 2011г.), к учебнику А.А. Плешаков «Окружающий мир» 1-4
класс. В 2 ч. М.: «Просвещение»,2011- 2014г.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
• «Закон об образовании в Российской
Федерации» от 29 декабря 2012 №273 –ФЗ;
• Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября
2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
• Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября
2010 года № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373;
• Приказ Минобрнауки от 22 сентября
2011г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №
373»;
• Приказ Министерства образования и
науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643
"О внесении
изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6
октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего
образования";
• Постановление Главного
государственного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН
2.4.2.2821-10…»;
• Устав ОУ;
• Программа развития ОУ;
• Образовательная программа ОУ.
Место
курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс — 66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).
Темы учебного
курса. Окружающий мир (270 ч)
1 класс
№ |
Название
темы |
Кол-во
часов |
|
Примерная программа |
Рабочая программа |
||
1 |
Вводный
урок |
1 |
1 |
2 |
«Что и кто?» |
20 |
20 |
3 |
«Как, откуда и куда?» |
12 |
12 |
4 |
«Где и когда?» |
11 |
11 |
5 |
«Почему и зачем?» |
22 |
22 |
Всего |
|
66 |
66 |
2 класс
№ |
Название
темы |
Кол-во
часов |
|
Примерная программа |
Рабочая программа |
||
1 |
«Где мы
живём?» |
4 |
4 |
2 |
«Природа» |
20 |
20 |
3 |
«Жизнь города и села» |
10 |
10 |
4 |
«Здоровье и безопасность» |
9 |
9 |
5 |
«Общение» |
7 |
7 |
6 |
«Путешествия» |
18 |
18 |
Всего |
|
68 |
68 |
3 класс
№ |
Название
темы |
Кол-во
часов |
|
Примерная программа |
Рабочая программа |
||
1 |
«Как
устроен мир» |
6 |
6 |
2 |
«Эта удивительная природа» |
18 |
|
3 |
«Мы и наше здоровье» |
10 |
10 |
4 |
«Наша безопасность» |
7 |
7 |
5 |
«Чему учит экономика» |
12 |
12 |
6 |
«Путешествия по городам и странам» |
15 |
15 |
Всего |
|
68 |
68 |
4 класс
№ |
Название
темы |
Кол-во
часов |
|
Примерная программа |
Рабочая программа |
||
1 |
«Земля и
человечество» |
9 |
9 |
2 |
«Природа России» |
10 |
10 |
3 |
«Родной край-часть большой страны» |
15 |
15 |
4 |
«Страницы Всемирной истории» |
5 |
5 |
5 |
«Страницы истории России» |
20 |
20 |
6 |
«Современная Россия» |
9 |
9 |
Всего |
|
68 |
68 |
Изучение
курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
– формирование
целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства
рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком
личного опыта общения с людьми и природой;
– духовно-нравственное развитие и
воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального
многообразия российского общества.
Основными
задачами реализации содержания курса являются:
1)
формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в
котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной
жизни;
2)
осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира,
своего места в нём;
3)
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4)
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения
эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Результаты
изучения курса
Освоение
курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных
результатов начального образования, а именно:
1) формирование
основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину,
российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2)
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3)
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4)
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5)
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6)
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе;
7)
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8)
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9)
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
10)
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Изучение
курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов
начального образования, таких как:
1)
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
2)
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3)
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование
умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5)
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6)
использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
7)
активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных
задач;
8)
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными
и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9)
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и
причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
10)
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11)
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
12)
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов
и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и
др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13)
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение
работать в материальной и информационной среде начального общего образования
(в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного
предмета «Окружающий мир».
При
изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные
результаты:
1)
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за
национальные свершения, открытия, победы;
2)
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье,
истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3)
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической
грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и
людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4)
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись,
измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из
семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном
пространстве);
5)
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире.