Русский язык
Русский
язык:
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, примерной образовательной
программы начального общего образования, планируемых результатов
начального общего образования, авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого, Бойкина М.В. «Русский язык: (из
сборника рабочих программ «Школа
России») М.: «Просвещение», 2011г., к учебнику Канакина
В.П. Русский язык.1- 4 класс. М.: «Просвещение», 2014г.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
• «Закон об образовании в Российской
Федерации» от 29 декабря 2012 №273 –ФЗ;
• Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября
2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
• Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября
2010 года № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373;
• Приказ Минобрнауки от 22 сентября
2011г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №
373»;
• Приказ Министерства образования и
науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643
"О внесении
изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6
октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего
образования";
• Постановление Главного
государственного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН
2.4.2.2821-10…»;
• Устав ОУ;
• Программа развития ОУ;
• Образовательная программа ОУ.
Изучение
курса «Русского языка» в начальной школе направлено на достижение следующих
целей:
- ознакомление
учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе
знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование
коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи,
монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного
письма как показателя общей культуры человека.
Основными
задачами реализации содержания курса являются:
-
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- развитие диалогической и монологической
устной и письменной речи;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
- развитие способностей к творческой деятельности.
Программа
определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение
основных целей изучения предмета:
- развитие речи, мышления, воображения
школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и
условиями общения;
- формирование
у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре
русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова),
морфологии и синтаксисе;
- формирование
навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать,
участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания
и письменные тексты;
-воспитание
позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства
сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение
познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Систематический
курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
- система языка
(основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав
слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и
пунктуация;
- развитие
речи.
Место курса «Русский язык» в
учебном плане
На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.
Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
1 класс
№ |
Тема |
Кол-во
часов |
|
Примерная программа |
Рабочая программа |
||
1 |
Наша речь |
2 |
2 |
2 |
Текст, предложение, диалог |
3 |
3 |
3 |
Слова, слова, слова … |
4 |
4 |
4 |
Слово и слог. Ударение. |
6 |
6 |
5 |
Звуки и буквы. |
34 |
34 |
6 |
Повторение |
1 |
1 |
Всего |
|
50 |
50 |
2 класс
№ |
Тема |
Кол-во
часов |
|
Примерная программа |
Рабочая программа |
||
1 |
Наша речь |
3 |
3 |
2 |
Текст |
4 |
4 |
3 |
Предложение |
12 |
12 |
4 |
Слова, слова, слова … |
18 |
18 |
5 |
Звуки и буквы. |
59 |
59 |
6 |
Части речи. |
58 |
58 |
7 |
Повторение. |
16 |
16 |
Всего |
|
170 |
170 |
3класс
№ |
Тема |
Кол-во
часов |
|
Рабочая программа |
|||
1 |
Язык и речь |
2 |
2 |
2 |
Текст, предложение, словосочетание. |
14 |
14 |
3 |
Слово в языке и речи. |
19 |
19 |
4 |
Состав слова. |
16 |
16 |
5 |
Правописание частей слова |
29 |
29 |
6 |
Части речи. |
76 |
76 |
7 |
Повторение. |
14 |
14 |
Всего |
|
170 |
170 |
4 класс
№ |
Тема |
Кол-во
часов |
|
Примерная программа |
Рабочая программа |
||
1 |
Повторение. |
11 |
11 |
2 |
Предложение |
9 |
9 |
3 |
Слово в языке и речи. |
21 |
21 |
4 |
Имя существительное. |
43 |
43 |
5 |
Имя прилагательное. |
30 |
30 |
6 |
Личные местоимения. |
7 |
7 |
7 |
Глагол. |
34 |
34 |
8 |
Повторение. |
15 |
15 |
Всего |
|
170 |
170 |
Результаты изучения курса
Программа
обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование
чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание
своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей
многонационального российского общества; становление гуманистических и
демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование
целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве
и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов.
4. Овладение
начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и
освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения.
6. Развитие
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
7. Формирование
эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие
этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие
навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций.
10.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к
творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение
способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств её осуществления.
2. Формирование
умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее
эффективные способы достижения результата.
3.
Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное
использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и
познавательных задач.
5. Использование
различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение
навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с
целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с
задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение
логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность
слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение
общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций
и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность
конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение
начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений
действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение
базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи
и отношения между объектами и процессами.
13. Умение
работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в
том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета
«Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование
первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного
пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание
обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и
основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как
государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3.
Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи
как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение
первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических,
лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах
речевого этикета.
5. Формирование
умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать
адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при
составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание
безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры,
применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при
записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять
написанное.
7. Овладение
учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать
знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение
первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка:
фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и
синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях
употребления в речи;
9. Формирование
умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические
категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого
общения.